Принцип работы датчика тяги в газовом котле

Содержание
  1. Датчик тяги газового котла
  2. Автоматика газового отопительного котла
  3. Датчик тяги газового котла: принцип работы
  4. Турбинных котлов
  5. Котлов с естественной тягой
  6. Причины срабатывания датчика тяги газового котла
  7. Как проверить датчик тяги
  8. Можно ли отключить датчик тяги в газовом котле
  9. Датчики тяги для газового котла
  10. Определение
  11. Для чего нужен
  12. Где расположен
  13. Устройство и принцип действия
  14. Котел с естественной тягой и открытой камерой сгорания
  15. С принудительной тягой и закрытой камерой сгорания
  16. С конденсационным типом отопления
  17. Когда и почему срабатывает
  18. Диагностика
  19. Проверка мультиметром
  20. Как отключить
  21. Как устранять неисправности
  22. по теме
  23. Датчик тяги газового котла: принцип работы, конструкция, типы, как проверить и заменить
  24. Описание и назначение
  25. Конструкция и принцип работы
  26. Типы датчиков
  27. С естественной тягой
  28. С принудительной тягой
  29. Основные причины срабатывания
  30. Некачественная тяга
  31. Обратная тяга
  32. Засорение дымохода
  33. Сильный ветер
  34. Признаки необходимости замены
  35. Правила эксплуатации
  36. Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла
  37. Как он выглядит и где расположен
  38. Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла
  39. Как проверить работоспособность
  40. Как отключить датчик тяги в газовом котле
  41. Причины срабатывания датчика тяги
  42. Цены

Датчик тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги в газовом котле

Датчик тяги газового котла— базовый элемент защиты, который отвечает за контроль и передачу информации в форме электрического сигнала при снижении минимально допустимой тяги в топочной камере котла.

Его первоочередная задача состоит в создании безопасных условий эксплуатации котельного оборудования. Вывод дымовых газов, образовавшихся в процессе сгорания газа, зависит от правильной организации воздухообмена в топочном пространстве и дымоотводящих каналах.

При нулевой тяге угарные газы будут переходить в помещение, представляя угрозу для жизни и здоровья окружающих.

Местом установки, такого защитного устройства чаще всего, выбирают дымовой колпак, находящийся в дымоуловителе либо его размещают в пустой зоне между дымоотводящим каналом и корпусом котла.

Датчик для котла с естественной циркуляциейДатчик для котла с принудительной циркуляциейДатчик тяги – пневмореле

Автоматика газового отопительного котла

Главное, что требуется выполнять владельцам, при использовании взрывоопасного оборудования, к которому относится газопламенный котлоагрегат — правила безопасной эксплуатации. В соответствии с требованиями ПБ 12.368.00, все газовые агрегаты в обязательном порядке оборудуются автоматикой безопасности, в перечень нормативных параметров контроля входит датчик тяги.

Современные автоматические системы предупреждают владельцев котлов об отрыве пламени в пьезозапальнике, накоплении газа в котле и помещении, для того чтобы обезопасить помещение от возможного скопления взрывоопасного газа.

Такая работа автоматика выполняет с помощью первичных приборов — датчиков тяги отопительных газовых котлов.

Базовый принцип их функционирования — это выработка аварийного сигнала, с подачей его на исполнительный механизм для отключения котла от газовой магистрали, и оперативное сообщение пользователям о причинах отключения через звуковую и световую сигнализацию.

Основные датчики, несущие ответственность за безопасную работу газового котла:

  • По разряжению или тяге, для котлов с естественной циркуляцией:20—30 ПА или 2-З мм вод. ст.;
  • по температуре окружающей среды внешней/внутренней, С;
  • по температуре подающего теплоносителя, С;
  • по наличию факела в топке;
  • по минимальному/максимальному допустимому давлению теплоносителя, атм.

Датчик тяги газового котла: принцип работы

В дымоотводной системе котлоагрегата тяга требуется для естественного отвода угарных газов через дымовую трубу в атмосферу. Принцип функционирования датчика тяги (ДТ), вне зависимости от его модификации, базируется на контроле отработанных газов из котла. Обычно нормальной тягой для котлов с естественной циркуляцией считается: 20—30 ПА или 2-З мм вод. ст.

При более высоких показаниях, скорость дымовых газов будет настолько велика, что может оторвать пламя от горелочного устройства. И, наоборот, при более низких показателях разряжения — дымовые газы поступают в помещение котельной.

 Рабочие параметры для настройки ДТ, устанавливаются изготовителем оборудования.

Если при работе котла они будут нарушены, то датчик передает в блок управления аварийный сигнал, после чего запорный электромагнитный клапан перекроет подачу газа на горелочное устройство, процесс нагрева теплоносителя остановится.

В котлах с естественной циркуляцией фиксируется скорость и температура дымовых газов, а в котлах с принудительной: давление воздуха после центробежного вентилятора или разряжение, создаваемого дымососом.

Турбинных котлов

Турбированный котел — агрегат с принудительной циркуляцией воздуха, выполнен в варианте закрытой камеры сгорания.

В нем первичное устройство ДТ состоит из пневмореле с мембраной, имеющей повышенную чувствительность по отношению к напору в топке, создаваемым центробежным дымососом и вентилятором.

Мембрана прогибается под этим воздействием и устанавливает рабочие контакты в положение «замкнуто». При падении значения тяги ниже допустимого размера — микропереключатель размыкает контакты.

Такие котлы имеют принципиально другую схему срабатывания защиты ДТ, по отношению к котлам с естественной циркуляцией, он фактически управляет центробежным турбированным агрегатом котла — вентилятором.

Подобные преобразователи функционируют по факту присутствия допустимого разрежения в топке и состоят из 3-х контактной группы:

  • Контактный элемент COM;
  • в нормальном положении «открыт» (NO);
  • в нормальном положении «закрыт» (NC).

Котлов с естественной тягой

Атмосферный котел — агрегат с открытой камерой сгорания, движение дымовых газов происходит благодаря разряжению, в топочной камере, которое создается дымовыми газами, при движении по трубе в атмосферу.

Этот датчик имеет существенное отличие от ДТ котла с закрытой топкой. Он исполнен в виде термореле с биметаллической пластиной, реагирующей на температурные перепады.

В основной массе подобных котлов ДТ дополнительно реализует функцию предохранительного термостата по контролю за температурным режимом уходящих из котла газов.

Принцип работы ДТ котлоагрегата с естественной циркуляцией основан на изменении положения биметаллической пластинки по температуре окружающей среды. При работе на магистральном газовом топливе этот диапазон составляет от 70 до 1000 С, а при сжиженном — от 70 до 1500 С.

При нарушении тяги произойдет нагрев дымовых газов, что будет фиксировано первичным устройством. ДТ отправит модифицированный сигнал на запорный электромагнитный клапан, который произведет и отсечку подачи газа.

Повторно агрегат может запуститься, после охлаждения топочной камеры.

Причины срабатывания датчика тяги газового котла

Зачастую частое срабатывание ДТ котлоагрегата случается после монтажа нового оснащения. В районе проживания, где доминируют мощные ветровые нагрузки, первопричиной его срабатывания может быть — захват ветра в дымовую трубу. Для подобных ситуаций положено размещать на трубе специальный стабилизатор тяги.

Предпосылки нарушения тяги, вызывающие срабатывание ДТ:

  • Не установлен тяговый стабилизатор на дымовой трубе, для защиты от задувания воздушных масс при сильном ветре;
  • нарушение проекта установка дымоотводной системы либо неправильные расчёты характеристик дымовых газоходов;
  • частое появление засоров трубы и каналов — требуется установка защитного колпака;
  • отказ ДТ по причине грязных элементов контроля, наличие на их поверхности сажи, возникающей при сжигании газа;
  • сбой работы дутьевого вентилятора или дымососа;
  • разбалансировка контроллера управления.

Как проверить датчик тяги

Разрыв контактных групп ДТ фиксируется автоматикой безопасности котла, как ошибка в системе дымоотвода и воспроизводится на мониторе рабочей панели агрегата жёлтым ЛЭД-индикатором.

В том случае, когда модификация котла не предусматривает установку рабочего экрана, то проверить повреждение датчика тяги напольного газового котла возможно по внешним симптомам. Например, когда котлоагрегат часто отключается и может запускаться в работу после полного охлаждения всех его теплопередающих элементов.

Для того, чтобы диагностировать функциональность измерителя и удостовериться что ложные причины остановки котельного оборудования вызваны его неисправностью, рекомендуется попробовать один из 3-х способов:

  1. Перед тем как проверить датчик тяги газового котла нужно закрепить маленькое зеркальце в точке места расположения измерителя, при этом зеркало не должно запотевать при рабочей нагрузке котельного оборудования.
  2. Закрыть отверстие дымоотвода примерно на 1/2, если при этом ДТ сработает — котлоагрегат самостоятельно отключится и запустится в работу после снятия преграждающей заслонки.
  3. Выключают отопительный контур и на полную мощность включают контур ГВС, открыв все краны горячей воды. Если в таком режиме котел остановит свою работу — это будет свидетельствовать о неисправности реле.

В случае, если в 3-х вариантах контроль продемонстрировал, что ДТ работоспособен, а котлоагрегат по-прежнему постоянно отключается, потребуется замерить показатели тяги. Возможно, забиты дымоотводные каналы.

Аналогично существует возможность срабатывания преобразователя «вхолостую» при сбоях в системе питания автоматического блока управления котлом, в частности, при кратковременных изменениях напряжения в электросети.

Можно ли отключить датчик тяги в газовом котле

Конечно, применение любого измерителя предполагает его выключение, но необходимо осознавать уровень опасности данного действия.

В том случае, когда часто срабатывает контроллер тяги, у пользователя может возникнуть, не очень хорошая мысль — отключить датчик.

Совершать это противопоказано, поскольку неустойчивое движение дымовых газов в котлоагрегате ведёт к развороту тяги и попаданию угарных газов в помещение. Если датчик постоянно отключается, то это говорит о плохих тяговых характеристиках котла.

ЗАПОМНИТЕ: Выключить первичное устройство ДТ можно, но только в целях профилактики и во время ремонтных работ.

Источник: https://pechiexpert.ru/datchik-tyagi-gazovogo-kotla/

Датчики тяги для газового котла

Принцип работы датчика тяги в газовом котле

Тяга — это характеристика, отображающая скорость воздухообмена в котле. Для процесса сгорания газа необходимо непрерывное поступление воздуха и отвод продуктов горения (угарного газа, углекислого газа, сажи и испарений воды) в атмосферу.

Виды тяги:

Сгорая, воздух устремляется вверх согласно законам физики, и имеет высокую температуру. При этом обеспечивается отвод продуктов горения и естественный приток воздуха из-за его разряжения в месте сгорания.

Котлы с естественной тягой просты в конструкции, менее шумны и не нуждаются в дополнительном расходе электроэнергии.

Такой вид тяги осуществляется за счет принудительного притока воздуха в горелку с дутьевого устройства.

Оно так же управляется электронной системой управления.

Забор воздуха происходит из помещения или из атмосферы. Во втором случае зачастую применяется коксиальная труба.

Ее конструкция включает в себя наружную и внутреннюю трубы разных диаметров. Через наружную трубу происходит всасывание воздуха для его принудительной подачи, через внутреннюю — выход угарного газа.

Котлы с принудительной тягой и коксиальной трубой обязательно имеют герметичный тип камеры сгорания. Их преимущества:

  • безопасность, в отличие от открытой камеры сгорания;
  • высокий КПД котла;
  • не расходует кислород в помещении;
  • для работы котла необходимо лишь одно отверстие в стене.

Однако присутствует ряд недостатков:

  • сложность конструкции, а, следовательно, и более сложное обслуживание и ремонт;
  • шумность, из-за работы электромотора надувного устройства;
  • необходимость в непрерывном электроснабжении.

Определение

Автономный режим работы газового котла осуществляется благодаря электронной системе управления. Она обеспечивает контроль с помощью датчиков, собирая технические показатели с разных частей конструкции. В случае отклонения этих показателей от нормы, система управления меняет режим работы котла либо прекращает его работу.

Датчик тяги газового котла — это контролирующее устройство, которое определяет наличие и степень тяги в дымоходе, а так же передает соответствующие сигналы электронной системе управления котлом.

Он является главным устройством, предохраняющим здоровье и жизни людей от скопления углекислого газа в помещении.

Для чего нужен

Основными функциями датчика тяги являются определение силы тяги и полноты сгорания газа, а так же обеспечение безопасности во время работы газового котла путем подачи сигнала системе управления о недостаточной тяге.

При нарушении процесса выведения угарного газа возникает его скапливание в помещении, что негативно сказывается на здоровье человека, и, при большом объеме скопившихся продуктов горения, несет в себе серьезную угрозу жизни человека.

Датчик тяги выявляет неправильную работу отопительного оборудования и предотвращает ее.

Где расположен

Установка датчика тяги в газовые котлы является обязательным условием их эксплуатации. Это утверждено соответствующим законодательным актом.

Как правило, местом установки датчика приходится дымовой колпак или участок корпуса котла возле вентиляционного канала.

Датчик тяги не устанавливается заводом изготовителем непосредственно в газоход либо разделяется с ним специальным термоизоляционным материалом. Данный вид установки исключает перегрев датчика тяги из-за прямого контакта с горячей поверхностью.

Датчик тяги, как и дымоход, требует периодического осмотра и чистки.

Устройство и принцип действия

Главный принцип работы датчика тяги газового котла — замыкание и размыкание контактов.

Он работает согласно законам физики, тем самым контролируя температуру сгоревшего топлива. При смещении показателя температуры в неприемлемую зону, датчик тяги передает соответствующий сигнал в электронный блок управления котлом.

Тип датчика напрямую зависит от типа и конструкции газового котла, в котором он установлен.

Котел с естественной тягой и открытой камерой сгорания

Основным элементом является пластина, состоящая из двух металлов, имеющих разные характеристики деформирования из-за нагревания, а так же два контакта, которые сводятся и разводятся данными пластинами. Как правило, одна из этих пластин неподвижно закреплена на корпусе датчика, а вторая деформируется из-за термического воздействия.

Датчик должен соответствовать типу топлива. Если котел работает на сжатом природном газе, датчик должен функционировать в температурном диапазоне от 95 до 950 °С, если на сжиженном — от 75 до 1500 °С.

В том случае, если сила тяги становится меньше, происходит скапливание сгоревших газов. Из-за данной неисправности температура измеряющего устройства растет. Биметаллическая пластина размыкает контакты и прекращается подача газа в горелку, то есть блок управления котлом выполняет его экстренное отключение.

Работа возобновиться, когда датчик остынет и его температура опустится в соответствующие рамки. Это значит, что он также выполняет роль термостата.

С принудительной тягой и закрытой камерой сгорания

В данном случае датчик тяги имеет конструкцию пневматического реле с очень чувствительной мембраной. Дутьевое устройство создает сильную тягу и движение сгоревших газов. Под их воздействием мембрана деформируется и замыкает контакты датчика. Блок управления в это время выявляет нормальную работу котла с достаточной тягой.

Но, при недостаточной тяге, не хватает усилия для смещения мембраны и она возвращается в свое изначальное положение. Контакты при этом размыкаются и отопительное устройство прекращает свою работу.

С конденсационным типом отопления

Датчики, как и на котлах с естественной тягой, работают по принципу деформирования биметаллической пластины, однако заводом изготовителем настроены на более низкий температурный режим.

Когда и почему срабатывает

Ряд причин, по которым нарушается тяга в газовом котле и срабатывает датчик:

  • неправильная конструкция отопительного оборудования;

Причина, на которую в первую очередь необходимо обратить внимание. Она подразумевает неправильную конструкцию дымохода, наличие изгибов, либо его некачественный монтаж.

Газовые котлы оставляют намного меньше сажи, в отличие от твердотопливных котлов. Не смотря на это, за больший промежуток времени сажа имеет свойство скапливаться и в газовых котлах, что является причиной плохой проходимости дымохода.

Следующей причиной засорения дымохода могут стать посторонние предметы, например листья, ветки деревьев, летающий мусор.

Крайне редко в дымоход могут попадать животные. Зачастую это птицы, вьющие гнезда на дымоходе в неотопительный период или во время отсутствия людей и долго неработающего котла.

Дымоход требует периодического осмотра и, в зависимости от степени загрязнения, механической чистки.

Москва — это город частой смены погодных условий.

Причиной выключений могут быть густой туман, сильные осадки или просто высокая влажность воздуха. При этом создается высокое атмосферное давление, которое является препятствием для воздухообмена.

Сильный ветер так же создает высокое давление в атмосфере. Он может навредить естественной тяге и поспособствовать обратному движению продуктов горения (обратной тяге).

Плохие погодные условия могут навредить работе только котлам с естественной тягой и открытой камерой сгорания.

Целесообразным является установка защитного колпака на дымоход. Его название — стабилизатор тяги.

Он препятствует задуванию ветра в воздуховод и предотвращает тушение горелки.

Для дымоудаления необходимо непрерывное движение воздушных масс. Воздушная пробка в дымоходе может помешать воздухообмену и вызвать обратное движение продуктов горения.

Воздушная пробка возникает вследствие некачественной теплоизоляции дымохода и большой разности температур в его нижней и верхней части. Вверху он, как правило, является холодным, более тяжелым и густым.

  • недостаточная высота и неправильное место установки дымохода;

Она зависит от расстояния установки трубы от самой высокой точки крыши – конька кровли. Идеальное расположение — середина стороны кровли и высота над коньком — около 50 см.

  • нестабильный уровень напряжения в электроцепи.

Перепады электричества могут негативно сказаться на работе всех электронных составляющих отопительного оборудования.

При срабатывании датчика и отключении котла, не рекомендуется его повторный принудительный запуск. Это навредит отопительному оборудованию и увеличит опасность для здоровья и жизни человека. В таких случаях необходима диагностика, выявление и устранение причин неисправности.

Диагностика

Перед тем, как как проверить датчик тяги газового котла, следует знать: котлы, оснащенные электронной системой управления, самостоятельно диагностируют неисправный узел, и сообщает об ошибке.

Однако, если модель не оснащена системой управления, возможна самостоятельная проверка состояния котла и выявление неисправности датчика тяги по следующим признакам:

  • постоянное самостоятельно отключение котла во время рабочего цикла при нормальном горении, отсутствии перегрева и нормальной тяге;
  • отсутствие повторного автоматического запуска после одного цикла работы (10–30 минут).
  • Для того, чтобы выполнить самостоятельную диагностику системы контроля воздухообмена и выявить возможную ее неисправность, необходимо:
  • установить зеркало к месту установки датчика тяги и запустить котел. На нем не должно оставаться следов запотевания;
  • прикрытие заслонки в дымоходе. При исправной системе контроля дымоудаления, котел самостоятельно выключится из-за скопления дыма и перегрева;
  • в случае автоматической остановки котла, работающем в режиме горячего водоснабжения, и при открытом кране горячей воды. Это признак неисправного датчика тяги.

Проверка мультиметром

Для данной диагностики необходим определенный опыт, знание электросхемы коты, а так же понимание как работает датчик тяги в газовом котле.

Причиной неправильно работающей системы контроля воздухообмена, либо при наличии всех признаков ее неисправности, может стать нарушение целостности электропроводки. При этом датчик может быть исправным.

В данной ситуации необходим осмотр проводки и мест подключения на предмет целостности и отсутствия окисления, а также диагностика мультиметром. С его помощью «прозванивается» электропроводка и выявляется ее неисправный участок.

Так же тестером можно диагностировать внутреннюю неисправность самого датчика. В норме его сопротивление ровняется 1–2 Ом. При показаниях, равных 0 или бесконечности, неисправен датчик тяги.

Производитель не рекомендует выполнять разборку и ремонт данного устройства. Единственный выход — его замена.

Как отключить

В руководстве по эксплуатации нет информации о том, как отключить датчик тяги в газовом котле. Оно не рекомендует самостоятельное отключение данной системы безопасности. Это может повлечь за собой негативные последствия, как для устройства, так и для здоровья человека, так как срабатывание датчика — явный признак опасности.

Отключение датчика тяги — это прямое нарушение правил безопасности, установленных заводом изготовителем отопительного оборудования!

Отравление угарным газом имеет следующие признаки:

  • легкая степень — головная боль, головокружение, боли в груди, стук в висках кашель, слезотечение, тошнота, рвота, возможны галлюцинации, покраснение кожи и слизистой поверхности, учащенное сердцебиение, гипертония;
  • средняя — шум в ушах, сонливость, паралич;
  • тяжелое — потеря сознания, судороги, непроизвольная дефекация или отхождение мочи, сбой ритма дыхания, синий цвет кожи, летальный исход.

Последствия отравления угарным газом могут негативно сказаться на дальнейшей жизнедеятельности человека.

При этом конструкция котла допускает возможность отключения данной системы. Для этого необходимо отсоединить прерыватель термопары и электропроводку датчика тяги от электромагнитного клапана, а так же от электронного блока управления котлом.

Тем самым блок управления продолжит автономное управление работой котла, не учитывая показания температуры сгоревшего газа и силы его выведения в атмосферу.

Как устранять неисправности

При выявлении неисправности самого датчика тяги газового котла, он заменяется новым. Если с помощью тестера был выявлен обрыв или нарушение электропроводки, необходима замена или ремонт соответствующего участка провода.

После выполнения вышеупомянутых действий необходима повторная проверка работы котла и датчика тяги, путем его принудительного срабатывания.

Важно заметить, что в течении эксплуатации любого типа котла, его периодическое сервисное обслуживание является обязательным и рекомендовано производителем. Оно включает в себя проверку электронного блока управления, контролирующих устройств, а так же механических частей котла. Помимо этого выполняется чистка составляющих котла и дымохода от накопившихся продуктов горения.

Для этого привлекаются квалифицированные работники, имеющие соответствующее образование и диагностическое оборудование, соответствующее особенностям конкретного типа котла.

по теме

Источник: https://osensorax.ru/dvizhenie/datchik-tyagi-gazovogo-kotla

Датчик тяги газового котла: принцип работы, конструкция, типы, как проверить и заменить

Принцип работы датчика тяги в газовом котле

Газовая установка функционирует в автоматическом режиме.

Поэтому чтобы работа газового устройства была безопасной, в него встраивают механические контроллеры, фиксирующие отклонения от нормы различные параметров.

Одним из таких контроллеров является датчик тяги для газового котла. Как он устроен, какую классификацию имеет и почему срабатывает? Ответы на эти и другие вопросы далее в статье.

Описание и назначение

Данный контроллер – важнейший измерительный прибор в газовой установке. Если датчик перестанет работать, устройство придет в негодность, а это может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до причинения вреда здоровью людей. Когда в установке поддерживается нормальная тяга, то продукты сгорания выходят по вытяжной трубе на улицу, а не скапливаются в помещении.

Следует запомнить, что если тяга в трубе недостаточно сильная, датчик отключает установку, чтобы продукты горения не скапливались внутри помещения и не наносили вред тем, кто в нем находится.

Еще одна причина контролировать тягу – экономическая. Если в котле не будет обеспечен нормальный уровень тяги, горелка может погаснуть и дорогостоящее оборудование будет испорчено. По этим причинам очень важно, чтобы датчик функционировал правильно, а если этого добиться не удается, необходимо его заменить и не использовать установку с неисправным контроллером.

Конструкция и принцип работы

Этот датчик представляет собой высокоточное термочувствительное реле. Термочувствительное реле – механическое устройство, которое переходит из одного устойчивого состояния в другое при достижении определенной температуры. Устойчивые состояния можно обозначить условно как «включено» и «выключено».

Другими словами, термореле в газовой установке работает в качестве предохранителя.

Типы датчиков

Подобные датчики классифицируются по котлам, в которых они установлены, а котлы классифицируются по виду тяги, которая в них обеспечивается.

Котлы бывают:

  • с естественной тягой;
  • с принудительной тягой.

Датчики в них выполняют одну и ту же функцию, работают примерно по одному и тому же принципу, хотя имеют разную конструкцию.

С естественной тягой

В газовых устройствах, в которых тяга обеспечивается естественным образом, камера сгорания имеет открытый тип, а скорость вывода продуктов сгорания регулируется изменением размеров выводной системы.

Контроллер в такой установке – высокочувствительная пластина из биметаллического материала, к которой подсоединен контактный провод. Если тяга поддерживается на нормальном уровне, то пластина остается в первоначальном положении и устройство работает дальше без перебоев.

Если температура повышается и достигает определенного уровня (прописан в технической документации), то металл пластины за счет особой структуры строения начинает плавиться и контакт от него отстает, закрывая газовый клапан. Как только причина неисправности устраняется, газовый клапан возвращается в первоначальное положение.

С принудительной тягой

В установках с принудительной тягой камера сгорания имеет закрытый тип, а выход продуктов горения обеспечивается за счет установленного на выходе трубы вентилятора.

В таких устройствах контроллер имеет более сложную конструкцию. Он является чувствительной мембраной, работающей в паре с термореле. Мембрана контролирует скорость вывода продуктов горения. Если она опускается меньше заданной, то мембрана перестает деформироваться и реле размыкает контакты, отключая подачу газа.

Основные причины срабатывания

Выделяют ряд основных причин, по которым может сработать контроллер независимо от типа камеры сгорания, которая установлена в газовой установке.

Не стоит абсолютно полагаться на работу датчика. Поэтому, если есть возможность, лучше заранее предусмотреть негативные варианты развития событий и устранить причину их возникновения.

Некачественная тяга

Некачественная тяга – основная причина, по которой может сработать контролирующий датчик. Такая проблема может возникнуть из-за неправильной конструкции котла и выводной системы.

Например, некачественную тягу может вызвать дымоход с неверно рассчитанными габаритам, если речь идет о котле с естественным выводом продуктов горения, или вентилятор, работающий не на нужной мощности, если дело касается котла с принудительной тягой.

Стоит также проверить целостность выводной системы. Если части трубы плохо соединены между собой, величина силы тяги изменится.

Обратная тяга

Обратная тяговая сила – разновидность некачественной тяги. Она образуется, если в выводной системе появляется так называемая воздушная пробка. При ее наличии газы, которые должны выйти через выводную систему на улицу, возвращаются обратно в газовую установку из-за того, что не могут преодолеть воздушную пробку.

Эта проблема может возникнуть из-за плохой теплоизоляции (герметичности) труб выводной системы. Как только герметичность трубы нарушается, образуется перепад температур, который провоцирует появление воздушной пробки.

Чтобы исправить проблему возникновения обратной тяги, придется заняться ремонтом дымохода.

Засорение дымохода

Изменение тяги может произойти и по причине засорения дымохода. Если его выход плохо огражден от внешних воздействий, то в него может попасть, например, листва.

Но даже хорошая защищенность выходного отверстия не гарантирует его чистоту. Птицы могут свить гнездо на теплом месте и тем самым повлиять на тягу.

Но даже отсутствие птиц не гарантирует хорошей тяги, потому что выходная система может загрязняться собственной сажей.

Выход из ситуации один – регулярно чистить дымоход не только для устранения проблем, но и для профилактики их возникновения.

Сильный ветер

Если выводная труба расположена таким образом, что в нее может дуть ветер, то стоить подготовиться к тому, что это повлияет на работу котла. Порыв ветра, попавший в трубу, может преодолеть сопротивление выходящих навстречу продуктов горения и задуть горелку.

Если контроллер в такой ситуации не сработает, то топливо так и будет неконтролируемо подаваться в котел, но сгорать в нем не будет. Чтобы не допустить такого развития ситуации, нужно купить стабилизатор и установить его на месте выходного патрубка.

Признаки необходимости замены

Датчик – составная часть газовой системы. Он, несмотря на свою высокую надежность, спустя длительное время использования может прийти в негодность. Его рано или поздно нужно будет заменить. Что будет, если этого не сделать, описано выше.

На необходимость замены контроллера могут указывать следующие признаки:

  1. Установка постоянно отключается при отсутствии неисправности выводной системы.
  2. Генератор теплоты работает с периодичностью 20-30 минут, после чего деактивируется, а повторно включается только после полного остывания.

Если один из этих признаков проявляется, следует либо вызвать ремонтную службу, либо проверить датчик на исправность самостоятельно.

Работу датчика газового котла в отопительной системе можно проверить одним из далее описанных способов:

  • необходимо установить зеркало рядом с местом крепления датчика. А если котел находится в активном состоянии, а поверхность стекла запотевает, значит, датчик неисправен;
  • если закрыть заслонку выводной системы наполовину, то котел в рабочем режиме должен моментально отключиться, так как тяговая сила будет недостаточная. В случае, если этого не произошло, датчик работает некорректно и нуждается в замене.

Есть еще один, менее точный, но все же довольно эффективный способ проверки исправности датчика. Необходимо перевести котел в режим горячего водоснабжения и открыть воду на полную мощность. Если в этом случае теплогенератор отключится, то с большой долей вероятности датчик не работает. Точность метода проверки составляет 95%.

Котел может отключаться, даже если контроллер работает исправно. Дело может быть в сбое работы других устройств внутри котла.

Для решения любой возникшей проблемы нужно обязательно обратиться к специалистам газовой службы и ни в коем случае не пытаться исправить поломку самостоятельно.

Правила эксплуатации

Безопасность использования газового котла зависит не только от исправности датчика или других его составляющих частей, но и от соблюдения правил эксплуатации данной установки.

Необходимо строго соблюдать следующие требования эксплуатации:

  • Запрещено устанавливать и демонтировать газовый котел самостоятельно.
  • Нельзя нарушать герметичность корпуса, вскрывать его и выполнять самостоятельный ремонт технического устройства.
  • Рядом с котлом нельзя хранить материалы и жидкости, которые могут легко воспламениться.
  • Нельзя подпускать детей в газовой установке.
  • Если нарушается герметичность котла или газовой трубы, необходимо срочно перекрыть поступление газа с помощью вентиля.

Датчик так же стоит эксплуатировать аккуратно:

  • Не следует демонтировать его из газовой установки.
  • Нельзя его самостоятельно ремонтировать или заменять.
  • В случае его неисправности газовый котел использовать запрещено. Нарушение этого правила может повлечь за собой опасные последствия.

Стоит четко уяснить: в случае возникновения неисправности в котле нужно перекрыть поступление газа и вызвать специальную ремонтную бригаду.

Конечно, газ позволяет быстро разогревать еду или отапливать помещение, но нельзя забывать, что его использование – большая ответственность. Ответственность за жизни, здоровье и имущество людей.

Источник: https://ProDatchik.ru/vidy/datchik-tjagi-gazovogo-kotla/

Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги в газовом котле

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Как он выглядит и где расположен

Так выглядит датчик тяги турбированного BAXI ECO Four. Точное расположение всегда указано в инструкции к котлу.

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги.

Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению.

Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении.

Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркалов месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Цены

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Серия котлаКод/артикулПодходящие моделиЦена, руб.
Vaillant atmoTEC0020039083Pro VU200/3-5, 240/3-5, 280/3-5 и Plus VUW 200/3-3, 200/3-5, 240/3-3, 240/3-5, 280/3-3, 200/3-51 900–3 200
BAXI atmoMAIN600870DIGIT 240i, 24 I BSE и 24I BSB1 200–1 800
Vaillant turboTEC0020041905Pro VUW INT 202, 242, 282/3-3 и Plus VUW INT 202, 242, 282, 322, 362/3-52 400–3 100
BAXI turboSLIM7218904001.230 Fi, 1.300 Fi и 2.300 Fi2 800–3 400

Как видно из таблицы покупка оригинальных деталей потребует довольно весомых вложений. Тем не менее, экономить и брать китайский аналог не стоит: несмотря на то, что они в 5–10 раз дешевле, у них и качество соответствующее, что в дальнейшем может негативно сказаться на безопасной эксплуатации котла.

Источник: https://GradusPlus.com/kotly/gazovye/datchik-kontrolya-tyagi/

Слесарю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: