Столкновение самолетов на тенерифе

Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом

Столкновение самолетов на тенерифе

Прошло ровно 40 лет после авиакатастрофы на испанском острове Тенерифе. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос столкнулись два самолёта Boeing 747. В результате рокового стечения обстоятельств погибло 583 человека из 644, взошедших в тот день на борт. Масштабы трагедии говорят сами за себя.

Однако особенно памятным происшествие делает череда нелепых и парадоксальных ситуаций, которые ей предшествовали. На самом деле большинство авиакатастроф – это, так или иначе, результат не единственной ошибки, а их огромного числа вкупе с чудовищным невезением. Трагедия, произошедшая 40 лет назад на Тенерифе, подтверждает это со всей очевидностью, доходящей практически до абсурда.

Авиакатастрофа была признана самой страшной и крупной за всю историю авиации.

Катастрофа, которую никто не ждал

В 1977 году самолёты Boeing 747 считались самыми крупными, значительными и эффектными коммерческими авиалайнерами в истории. Быть может, только поэтому стоило задуматься, насколько страшными и кровопролитными будут последствия столкновения этих гигантов. Но тогда никто и представить не мог, что такое может случиться, разве что сценаристы из Голливуда.

Кроме того, самолёты, прославившие таким чудовищным образом остров Тенерифе, принадлежали известным авиакомпаниям. Pan American – франшиза с очень богатой историей – даже не требует представления. KLM, основанная в 1919 году, – старейшая авиакомпания из ныне существующих, и её рейсы всегда ценились за исключительную безопасность и пунктуальность.

Командир Boeing KLM Якоб ван Зантен, чей ошибочный разбег перед взлётом убил почти 600 человек, был лучшим пилотом-инструктором голландской авиакомпании и её звездой.

Пассажиры знали его, ведь лицо ван Зантена с мужественным квадратным подбородком, излучающее уверенность, смотрело на них с рекламных страниц журналов KLM.

Именно к нему руководители авиакомпании решили обратиться сразу после катастрофы, чтобы отправить на Тенерифе для помощи следственной группе. Тогда они ещё не знали истинных обстоятельств трагедии.

Накануне происшествия

Вернёмся на время в 1977 год и вспомним события 27 марта. В тот день авиалайнеры KLM и Pan American, выполнявшие чартерные рейсы, совершили посадку в Лос-Родеос. Рейс Pan American прибыл туда из Лос-Анджелеса после остановки в Нью-Йорке, KLM – из Амстердама.

Примечательно, что ни тот, ни другой на Тенерифе не собирались. Оба должны были приземлиться на соседнем острове Гран-Канария, где их пассажиры собирались пересесть на круизные лайнеры. Однако в цветочном магазине аэропорта Лас-Пальмас взорвалась бомба.

Теракт не повлёк за собой жертв, но из-за опасности повторных инцидентов администрация Лас-Пальмас приняла решение закрыть терминалы и прекратить приём самолётов. Таким образом, оба авиалайнера были вынуждены совершить внеплановую посадку на Тенерифе.

Лос-Родеос никогда не был оживлённым местом. Но 27 марта он был просто переполнен самолётами, которым пришлось изменить маршрут. На юго-западе перрона совсем рядом, так, что законцовки крыльев почти касались друг друга, стояли Rhine авиакомпании KLM и Clipper Victor, принадлежавший Pan American. Такие имена носили будущие участники катастрофы.

Впрочем, самолёт Pan American, зарегистрированный под номером N736PA, познал славу ещё до происшествия на Тенерифе. В 1970 году он был передан американской авиакомпании и выполнил первый коммерческий рейс из нью-йоркского аэропорта Кеннеди до лондонского Хитроу. С того случая на носу белого гиганта с синей полоской иллюминаторов осталась вмятина от бутылки шампанского.

Rhine и Clipper Victor на одной полосе

К четырём часам дня Лас-Пальмас возобновил приём самолётов. Clipper Victor подготовился к взлёту, однако недостаток свободного места на перроне и взаимное расположение самолётов не дали ему шанса начать руление первым. У Boeing KLM было больше возможностей для манёвра. От Rhine зависело время взлёта Clipper Victor, который должен был двигаться следом за ним.

Стоит отметить, что в Лос-Родеос погода была прекрасной вплоть до момента катастрофы, и если бы Rhine перед тем, как покинуть аэропорт, не запросил дополнительное топливо, оба авиалайнера взлетели бы намного раньше. Однако за время, потраченное на дозаправку, погода резко изменилась. Спустившийся с холмов туман плотной пеленой окутал аэропорт.

Его взлётно-посадочные полосы (ВПП) были перегружены, из-за чего заблокированными оказались привычные маршруты. Покидающим Лос-Родеос авиалайнерам приходилось выезжать прямо на них.

Самолёты должны были добраться до конца полосы, развернуться на 180° и осуществить взлёт в противоположном направлении. Такой манёвр получил название «обратное руление». В гражданских аэропортах он выполняется крайне редко.

Именно из-за него на одной полосе 27 марта оказались Clipper Victor и Rhine. Окутанные туманом, они были невидимы друг для друга, как, впрочем, и для диспетчерской вышки.

Фатальная ошибка

Boeing KLM вырулил на ВПП первым, а в 200 м от него неспешно катился Clipper Victor. Ван Зантен достиг конца полосы и развернулся. С этого момента экипаж KLM находился в ожидании разрешения на взлёт.

Тем временем рейс Pan American получил приказ свернуть на рулёжную дорожку слева от ВПП, чтобы Rhine мог взлететь.

Однако туман продолжал сгущаться, и из-за низкой видимости, упавшей к тому времени до 100 м, Clipper Victor пропустил нужный поворот и был вынужден задержаться на полосе.

В то же время экипаж KLM получил разрешение от диспетчера на использование маршрута. Это было ещё не разрешение на взлёт, а, скорее, процедура, обрисовывающая в общих чертах точки поворота, высоты и частоты радиосвязи на маршруте.

Обычно подобную информацию пилоты получают задолго до выхода самолёта на ВПП. Место и время получения разрешения на использование маршрута ввели членов экипажа KLM в заблуждение.

Оно было ошибочно принято за разрешение на взлёт, что стало основной причиной катастрофы.

Проблемы коммуникации

Командир KLM отпустил тормоза, и гигантская машина покатилась по ВПП, так и не получив на то разрешения, окутанная непроницаемым туманом и абсолютно невидимая. Второй пилот экипажа повторил инструкцию и добавил в конце: «Мы на взлёте». Диспетчер же воспринял эту реплику не буквально и интерпретировал её как готовность KLM к взлёту.

Тем временем второй пилот экипажа Pan American Боб Брэгг доложил ему, что ещё совершает руление по ВПП. В это же мгновение диспетчер сообщил экипажу KLM, что скоро даст разрешение на взлёт.

Любого из двух сообщений было бы достаточно, чтобы ван Зантен понял свою ошибку и прекратил движение.

Однако он просто не слышал сообщений, которые из-за интерференции наложились друг друга и превратились в треск.

Столкновение

Несколько секунд спустя произошёл последний разговор перед катастрофой. Диспетчер попросил экипаж Pan American сообщить об освобождении полосы.

Ван Зантен и второй пилот, полностью сосредоточившись на взлёте, вероятно, не слышали этого. Однако бортинженер обратил на разговор внимание и выразил командиру свою обеспокоенность тем, что, возможно, Clipper Victor ещё не покинул полосу.

Однако ван Зантен, полностью уверенный в обратном, ответил, что им не о чем волноваться.

В кабине экипажа Pan American также появились подозрения, что что-то идёт не так. «Пора убираться отсюда», – проговорил командир Виктор Граббс. Однако уже через несколько мгновений непроницаемый туман разрезали огни Boeing 747 KLM. Всего 600 м отделяло Clipper Victor от несущейся с невероятной скоростью гигантской машины, что не оставляло авиалайнеру ни единого шанса.

Когда ван Зантен заметил его, было уже слишком поздно. Командир Rhine резко потянул штурвал на себя и попытался взлететь. Хвост авиалайнера при этом ударился об асфальт и скрёб по нему около 20 м, выпуская столпы искр. Ван Зантену почти удалось выполнить сложнейший манёвр. К моменту столкновения Rhine уже успел оторваться от земли.

Однако опоры шасси и двигатели не успели убраться и врезались в Clipper Victor, разрушив среднюю часть его фюзеляжа и спровоцировав множественные взрывы. Сыграла свою роковую роль в происшествии и злосчастная дозаправка, не давшая авиалайнерам взлететь вовремя.

Ведь полностью заправленный самолёт обладает более низкой скороподъёмностью, что лишь увеличило в данной ситуации шансы на неблагополучный исход.

Авиалайнер KLM упал на ВПП в 150 м от места столкновения, проскользил по ней ещё 300 м и загорелся. Членов экипажа и пассажиров настигла внезапная и мгновенная смерть. Оставшиеся в живых люди на борту Clipper Victor были охвачены паникой и пытались выбраться.

Многие из них погибли, пытаясь спастись. В тот день в аэропорту было много героев, помогавших испуганным окровавленным людям выбраться из охваченного огнём смертоносного авиалайнера, который разваливался прямо у них на глазах.

После столкновения выжили 61 человек, включая 3 пилотов и 2 лётчиков.

После катастрофы

Что стало основным фактором, повлиявшим на развитие событий во время катастрофы на Тенерифе, эксперты пытались определить ещё долго.

Поспособствовали ли трагедии языковой барьер между ван Зантеном и диспетчером, спешка экипажа KLM, обусловленная нежеланием командира превышать разрешённую продолжительность трудового дня, или авторитет ван Зантена, не давший остальным членам экипажа критически отнестись к ситуации, до сих пор сказать со всей определённостью сложно.

Так или иначе, голландская компания приняла на себя ответственность за случившееся и выплатила пострадавшим и семьям жертв компенсацию, а сам инцидент на Тенерифе навсегда изменил отношение к безопасности в авиации.

Теперь для всех международных аэропортов действует единый стандарт фраз. Вместо кратких ответов члены экипажа должны повторять основные пункты полученных инструкций.

Слово take off, переводящееся как «взлёт», произносится только в случае, если он разрешён, а разрешение подтверждено командиром. В иных ситуациях принято говорить – departure, что означает «отправление». Изменена система принятия решений.

Теперь они зависят не только от командира, а от всех членов экипажа.

Мемориал

К 30-й годовщине катастрофы на острове Тенерифе был открыт мемориал в память о погибших в ней людях. Памятник выполнен в форме спирали, которая, по словам создателей, является символом бесконечности.

Однако она обладает более очевидным символизмом. Ведь самолёты Boeing 747 были известны своими винтовыми лестницами, которые соединяли кабину экипажа и основной салон. Для многих людей, путешествующих по миру, они стали своего рода эмблемой гражданской авиации. И эта ассоциация более эмоциональна и поэтически уместна для мемориала, пусть даже создатели о ней и не думали.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/history/2017/4/19/11801

13 причин крупнейшей авиакатастрофы в истории: Тенерифе 1977

Столкновение самолетов на тенерифе

Немногие знают, что самая большая катастрофа в истории гражданской авиации произошла в Северном Аэропорту Тенерифе 27 марта 1977 года.

В этот день два Boeing 747 — голландской авиакомпании KLM и американской Pan American — столкнулись на взлетной полосе аэропорта Los Rodeos, в результате погибло 583 человека.

Реконструкция столкновения на взлетной полосе

В этой публикации я хотел бы рассказать о невероятном стечении обстоятельств, приведших к трагедии.

Итак, начнем с того, что обоих Боингов вообще не должно было быть на Тенерифе.

Эти самолеты направлялись на соседний остров Гран-Канария, но в тот день террористы движения за независимость Канарских островов взорвали в зале ожидания аэропорта на Гран-Канарии небольшую бомбу, в результате никто не пострадал, но аэропорт на время был закрыт. Из ближайших аэропортов только аэропорт Тенерифе мог принимать широкофюзеляжные суда, поэтому оба борта были направлены туда.

В то время на Тенерифе был только один аэропорт — Los Rodeos, который имеет всего одну взлетную полосу и сейчас используется в основном для внутренних рейсов. А в воскресный день, когда пассажирский трафик увеличивается, в маленьком аэропорту было особенно тесно. 

Тем не менее оба самолета приземлились на Тенерифе и стали ждать открытия аэропорта на Гран-Канарии. Причем самолет Pan American имел достаточно топлива, чтобы дождаться открытия аэропорта кружа над островом Гран-Канария, но диспетчер настоял на посадке в Los Rodeos на Тенерифе.

Boeing KLM в тот день должен был успеть вернуться в Голландию, поэтому, чтобы не терять время впустую, экипаж решил совершить дозаправку на Тенерифе (иначе был риск не уложиться в лимит разрешенного рабочего времени пилотов и остаться на островах до утра).

В это время аэропорт на Гран-Канарии открыли для принятия рейсов, но вылететь с Тенерифе никто не мог — все ждали окончания дозаправки голландцев, чей самолет загораживал выезд на взлетную полосу.

Экипаж Pan American рассматривал вариант объехать Boeing KLM — места между крыльями самолетов было достаточно для этого маневра — но решили все-таки подождать окончания заправки. 

Рулежка и взлет Boeing KLM

После завершения заправки диспетчеры направили голландский самолет в конец взлетной полосы (на схеме справа), где он должен был дожидаться разрешения на взлет.

В это время на аэропорт опустился густой туман, видимость снизилась до 300, а затем и до 100 метров.

Экипажам самолетов трудно было разглядеть края взлетной полосы, к тому же аэропорт Los Rodeos не был оборудован обзорным радиолокатором — специальным радаром, который фиксирует положение самолетов не в воздухе, а на земле. Диспетчеры могли узнать положение каждого из самолетов только радиообменом.

Соверменное фото взлетной полосы в Los Rodeos

Американский Boeing был направлен следом за KLM по той же единственной взлетной полосе, но с указанием в свернуть на боковую дорожку С3, чтобы освободить полосу для взлета голландцев.

Дорожка С3 оказалась под углом 135° к взлетной полосе, что делало поворот на нее весьма затруднительным, особенно в условиях плохой видимости, поэтому экипаж Pan American решил, что нужно проехать дальше до дорожки С4, где угол поворота составлял комфортные 45°.

Диспетчер аэропорта руководил действиями бортов с сильным испанским акцентом, экипажи самолетов переспрашивали команды по несколько раз, реплики в эфире накладывались друг на друга.

В то время как американский рейс проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, рейс KLM уже был готов к взлёту. Второй пилот KLM сообщил диспетчеру о готовности, запросив разрешения на взлёт.

В 17:05:53 башня управления радировала:

«KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 90. После взлёта поворот направо, следуйте курсом 040 до захвата радиала 335 ВОР Лас-Пальмас».

Экипаж KLM воспринял эту инструкцию по набору высоты и последующему занятию коридора как фактическое разрешение на взлёт. Второй пилот повторил инструкцию диспетчеру обратно, невнятно добавив в конце:

«…мы на взлёте» (англ. we’re now at take-off или англ. we’re now uh…taking off).

Диспетчер понял этот ответ как подтверждение того, что экипаж готов к взлёту, и сказал «O.K.», что подтвердило заблуждение экипажа о том, что разрешение получено.

Сразу после этого диспетчер добавил:

«Будьте готовы к взлёту, я вас вызову».

В этот же момент экипаж Pan American сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа KLM для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине Boeing KLM.

В то время как Boeing KLM начал взлёт, диспетчер проинструктировал экипаж рейса Pan American сообщить ему, когда взлётная полоса будет свободна.

Услышав эту фразу, бортинженер рейса KLM выразил пилотам свою озабоченность тем, что, возможно, Boeing Pan American ещё не ушёл с полосы.

Однако командир, сфокусировавшись на взлёте и считая, что они уже получили разрешение взлетать, ответил, что всё в порядке, и продолжил взлёт.

Командир воздушного судна KLM был очень опытным пилотом, инструктором, чья уверенность в себе и авторитет были столь высоки, что фраза бортинженера не была воспринята всерьез.

Результат катастрофы

Все 234 пассажира и 14 членов экипажа, находившиеся на борту Boeing KLM, погибли. Из 396 человек, находившихся на борту Boeing Pan American, 326 пассажиров и 9 членов экипажа погибли. Носовая часть самолёта пострадала меньше, что позволило спастись 61 человеку, среди которых были капитан корабля, второй пилот и бортинженер.

Тринадцать причин

Этой катастрофы могло не быть, если бы не:

  1. Теракт в Лас-Пальмасе
  2. Размер аэропорта, единственная взлетная полоса
  3. Воскресенье
  4. Регламент продолжительности рабочего времени пилотов
  5. Заправка KLM:
    1. Увеличившая взлетный вес самолета
    2. Заблокировавшая выезд на взлетную полосу для остальных бортов
  6. Решение Pan American не объезжать заправляющийся KLM
  7. Туман и плохая видимость
  8. Отсутсвие обзорного локатора в аэропорту Los Rodeos
  9. Акцент диспетчера
  10. Интерференция в эфире, из-за которой ключевая реплика диспетчера не была услышана в кабине KLM
  11. Ошибка в выборе рулежной дорожки Pan American
  12. Авторитет пилота KLM
  13. Импульсивные действия пилота KLM при взлете, приведшие к потере скорости самолета

Источник: https://paulinho.ru/blog/tenerife-1977/

Столкновение самолетов на тенерифе

Столкновение самолетов на тенерифе

Чуть больше 40 лет назад, 27 марта 1977 года, произошла крупнейшая авиакатастрофа XX века в аэропорту Лос-Родеос. Это северный аэропорт острова Тенерифе. Катастрофа стала крупнейшей за всю историю гражданской авиации по количеству жертв. В ней погибло 583 человека и ещё 61 пострадали.

Как и бывает в случае таких крупных авиакатастроф, причина не была в чём-то одном. Результатом этой трагедии того целый комплекс причин, которые вылились в столкновение двух Боингов на взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос.

В этой статье мы разберём эти причины и расскажем хронологию событий происшествия на Тенерифе в 1977 году.

Катастрофа на Тенерифе. Хронология

Давайте, в хронологическом порядке рассмотрим события, произошедшие в день катастрофы, и в итоге приведшие к трагедии.

Теракт в аэропорту Гран-Канарии

В конце марта 1977 года на Канарских островах, как обычно, начался туристический сезон. Множество воздушных судов с отдыхающими приземлялись на третьем по величине острове под названием Гран-Канария.

Однако 27 марта 1977 года здесь произошло чрезвычайное происшествие, которое в итоге привело к авиакатастрофе на Тенерифе. А именно, в 13-15 по местному времени здесь произошел теракт. Его организовали участники сепаратистской группировки за отделение Канарских островов от Испании.

Первый взрыв был устроен в магазине цветов, который расположен в пассажирском терминале аэропорта острова Гран-Канария.

Среди перенаправляемых самолётов оказались также два чартерных рейса из Амстердама и Лос-Анджелеса. Оба авиарейса выполнялись на крупнейших лайнерах Boeing 747. На борту первого из них компании KLM находилась 235 пассажиров и 14 членов экипажа.

Второй Боинг компании Pan American перевозил 380 пассажиров и 16 членов экипажа. Среди пассажиров были в основном пенсионеры. Они летели на Канарские острова, где должны были начать продолжительный круиз. Этот Боинг назывался Clipper Victor и был не совсем обычным самолётом.

На нём был выполнен первый в истории коммерческий рейс Boeing 747, после чего это семейство самолётов стал широко использоваться в авиаперевозках. Интересно, что в 1970 году этот самолет угнали на Кубу, где в аэропорту его встречал сам Фидель Кастро.

Итак, эти два самолёта были одними из многих, которые приземлились в тот день в аэропорту Лос-Родеос вместо Гран-Канарии.
Вернуться

Дозаправка Боинга 747 компании KLM

Лос-Родеос в то время был небольшим аэропортом, который предназначался для обслуживания региональных авиарейсов. 27 марта 1977 года этот аэропорт оказался под завязку заполнен международными рейсами.

Единственная рулёжная дорожка аэропорта, расположенная параллельно взлётно-посадочной полосе, была до отказа заполнена самолётами. Это стало ещё одним звеном в цепи трагических совпадений, которые привели к авиакатастрофе на Тенерифе.

Ещё одним и решающим, как считают специалисты, фактором стал капитан Boeing 747 голландской компании KLM.

Всё началось с того, что он потребовал дозаправить их Boeing 747 в аэропорту Лос-Родеос. Якоб ван Зантен сильно торопился, а вынужденная посадка в аэропорту Лос-Родеос затянулась на 4 часа. После этого им ещё нужно было вернуться на остров Гран-Канария, высадить там пассажиров, взять на борт новых и выполнить обратный полет в Амстердам.

Запасного экипажа у компании KLM на Канарских островах не было, рабочий день у пилотов был строго регламентирован. Поэтому, если бы им не удалось вылететь с Канарских островов до 19-00, то авиарейс пришлось отложить на следующий день. А поскольку Якоб Ван Зантен был частью менеджмента компании КЛМ, его такой ход событий совершенно не устраивал.

Для того чтобы сэкономить время и воспользоваться стоянкой в Лос-Родеосе, капитан потребовал заправить их лайнер. Однако это лишь затянуло и их время пребывания на Тенерифе.

Boeing 747 компании KLM, находясь на заправке, блокировал выезд других самолётов на взлётно-посадочную полосу с рулёжной дорожки. Там же стоял авиалайнер из компании Pan American, который был готов к вылету. Но ему пришлось ожидать более получаса, пока не заправиться 747-й из Амстердама.

Эта дозаправка, как показали дальнейшие события, не позволила Боингу набрать высоту в нужный момент.
Вернуться

Ухудшение погоды

За время заправки непредсказуемая погода на Тенерифе успела испортиться. Аэропорт Лос-Родеос расположен на высоте шестьсот метров над уровнем моря. Это место часто находится выше границы облачности. Это стало ещё одним фактором, способствующим авиакатастрофе.

Около пяти вечера полностью заправленный Boeing 747 KLM выехал на взлетно-посадочную полосу. В этот момент с моря на аэропорт набежали облака. В этот момент можно было наблюдать, как за авиалайнером, движущимся по полосе, набегает густой туман.

Рулёжная дорожка была полностью заставлена авиалайнерами, и Боингу 747 KLM пришлось проехать по взлётно-посадочной полосе к месту старта, а затем развернуться там на 180 градусов.

Экипаж самолета успешно выполнил эту задачу, но дальше они стали делать ошибку за ошибкой, приближая момент катастрофы.

Следующим за амстердамским лайнером на взлётно-посадочную полосу выехал его близнец ─ Clipper Victor. Американский самолёт передвигался уже в тумане. Видимость в этот момент составляла меньше ста метров.

Он должен был проехать по полосе до третьего съезда и переместиться на рулёжную дорожку, которая в этом месте была свободна. Диспетчеры решили сделать этот манёвр для того, чтобы американский лайнер двигался параллельно со взлётно-посадочной полосой, где будет взлетать самолёт KLM.

Ну а дальше роковой просчёт совершил экипаж самолёта Boeing 747 Pan American. Чтобы понять, что они сделали, нужно взглянуть на схему аэропорта.

Схема передвижения самолётов перед авиакатастрофой

Переговоры пилотов и диспетчера

Между тем, Якоб ван Зантен сильно торопился подняться в воздух, поскольку в запасе было 2 часа. За это время надо было успеть высадить пассажиров на Гран-Канарии, совершить посадку и вылететь в Амстердам до 19─00. Перед самолётом KLM был сплошной туман, и капитан не видел, что там передвигался Boeing 747 Pan American.

Экипаж ждал лишь команды на взлёт от диспетчера. Сам диспетчер выражался по-английски с сильным акцентом и из-за сильного тумана не видел происходящего на взлётно-посадочной полосе. Завершающим этапом в авиакатастрофе на Тенерифе стал радиообмен между диспетчером и экипажами обоих авиалайнеров.

После разворота в конце взлетно-посадочной полосы экипаж голландского Боинга запросил у диспетчера разрешение на взлет. В ответ он передал им инструкцию по набору высоты, которую ван Зантен и остальные члены экипажа по ошибке поняли, как разрешение.

В то же время, после передачи инструкции диспетчер в конце добавил следующую фразу: «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову». В этот же момент экипаж американского Боинга вышел на связь, и сообщил диспетчеру следующее: «Мы все ещё следуем по полосе, Clipper 1736».

Из-за того, что обе фразы вышли в эфир одновременно, возник эффект под названием гетеродин.

В результате, экипаж самолёта KLM не услышал окончание фразы «Будьте готовы к взлёту, я вас вызову», а только «ОК» и визг гетеродина.

После этого Якоб ван Зантен дал команду вывести двигатели на взлётный режим и стал разгоняться навстречу лайнеру Pan American. Пилоты американского лайнера увидели самолёт KLM за 6 секунд до столкновения.

В этот момент до него оставалось примерно 700 метров. Они стали выруливать на газон между ВВП и рулёжной дорожкой, но не успели завершить этот манёвр.
Вернуться

Результаты расследования и причины столкновения

В результате проведённого после авиакатастрофы расследование основные причины была названа ошибка капитана голландского лайнера. Он принял решение о взлёте, не убедившись, что полоса перед ним свободна.

Комиссия, проводившие расследование, установила, что Якоб ван Зантен допустил эту ошибку из-за спешки. Он хотел поскорее улететь с Тенерифе для выполнения нормативов полёта.

Трагическим фактором также стал туман, плохой английский язык диспетчера и использование нестандартных фраз, а также интерференция при радиопередаче.

В качестве второстепенного фактора был признан отказ экипажа Pan American свернуть со взлётно-посадочной полосы на третьем съезде, как указывал диспетчер. В качестве причин также называлась задержка по времени с дозаправкой и террористический акт на Гран-Канарии. Ниже перечислены все факторы, которые сложились в одну большую трагедию на Тенерифе 27 марта 1977 года:

  • Террористический акт в аэропорту Гран-Канарии;
  • Аэропорт Лос-Родеос не был полностью оборудован для такого класса самолётов. Здесь имелась только одна ВПП;
  • Нормативы рабочего времени пилотов, которые подстёгивали капитана KLM;
  • Заправка Боинга KLM. Увеличилась масса самолёта. Кроме того, он блокировал вылет остальных воздушных судов;
  • Экипаж Pan American принял решение не объезжать заправляющийся KLM;
  • Густой туман и, как следствие, плохая видимость;
  • В аэропорту Лос-Родеос не было обзорного локатора;
  • Сильный акцент диспетчера при разговоре на английском;
  • Интерференция при радиосвязи, из-за которой основную фразу диспетчера не слышал экипаж KLM;
  • Отказ пилотов Pan American повернуть на третьем съезде;
  • Авторитет капитана Якоба ван Зантена. Перед взлётом бортинженер сомневался в свободной полосе, но авторитет капитана был огромен и никто не обратил внимания.

Источник: https://minecrew.ru/uteplenie/stolknovenie-samoletov-na-tenerife.html

42 года назад произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории: при столкновении двух Boeing погибли 583 человека

Столкновение самолетов на тенерифе

42 года назад на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос на взлетной полосе столкнулись два Boeing 747. Тогда погибли 583 человека, 61 удалось спастись. Это крупнейшая авиакатастрофа в истории.

Кадр телеканала National Geographic Channel

Все произошло 27 марта 1977 года. В этот день аэропорт Лос-Родеос на острове Тенерифе вынужден был принять незапланированное количество больших лайнеров.

Крупнейший аэропорт Канарских островов Гран-Канария в Лас-Пальмасе некоторое время отправлял в Лос-Родеос лайнеры — в Гран-Канария произошел теракт (в то время были активны террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов»), обошлось без жертв, но полиция решила приостановить работу аэропорта, чтобы все тщательно проверить.

Таким образом в Лос-Родеос и оказались два Boeing 747. Один из них принадлежал нидерландской авиакомпании KLM и следовал рейсом 4805 Амстердам — Лас-Пальмас, второй — авиакомпании Pan American, рейс PA1736 летел из Лос-Анджелеса в Лас-Пальмас через Нью-Йорк. На борту Boeing KLM было 248 человек (234 пассажира и 14 членов экипажа), на Pan American — 396 (380 пассажиров и 16 членов экипажа).

Аэропорт Лос-Родеос оказался переполнен: большие суда были повсюду, даже на рулежных дорожках. Через четыре часа аэропорт Гран-Канария возобновил прием самолетов. Boeing Pan American был готов к немедленному взлету, однако его «подпер» голландский KLM, командир которого Якоб ван Зантен решил дозаправить судно, чтобы не тратить на это время на обратном пути.

«Помню, мы были там достаточно долго, устали, все спрашивали, когда мы полетим. Летчики были не в восторге от того, что начали дозаправлять самолет KLM, они хотели взлететь как можно быстрее», — рассказывала в документальном фильме телеканала National Geographic Channel выжившая в катастрофе Джоан Джексон, она работала стюардессой в Pan American.

Внезапный туман и трудности коммуникации

Диспетчерский пункт дал указание Boeing KLM проследовать до конца взлетно-посадочной полосы и развернуться там на 180 градусов (достаточно сложный маневр для такого лайнера на узкой полосе). Следом за ним стал двигаться Boeing Pan American, им диспетчеры велели проехать вперед и свернуть на рулежную дорожку С3.

Дальше возникло недопонимание: команда пилотов решила, что диспетчеры ошиблись с дорожкой, т.к. чтобы попасть на С3 нужно повернуть на 135 градусов (это также очень сложная задача для Boeing на узкой полосе). Экипаж решил, что имелась в виду С4 (градус поворота на нее в разы меньше), но она находилась чуть дальше по ВПП.

wikipedia.org

Следует отметить, что в аэропорту Лос-Родеос очень часто и внезапно меняется погода, так как он находится между двумя горами на высоте более 600 метров над уровнем моря, аэропорт часто застилает туман. Так случилось и в день катастрофы.

Когда два Boeing оказались на ВПП, аэропорт стал погружаться в туман. Видимость стремительно падала — 300 метров, 100 метров.

Диспетчеры не видели самолеты, с которыми работали, кроме того, в аэропорту не было наземного радара, отслеживающего движение лайнеров.

Но и это еще не все — тут не работали огни, которые отмечают границы ВПП и рулежных дорожек. Экипажи и диспетчеры могли полагаться только на радиосвязь.

«Мы последовали за самолетом KLM. Бетонных плит не было видно. Ничего не было видно, был мрак», — так вспоминает момент перед катастрофой выживший пассажир Boeing 747 Pan American Джек Ридаут. Он путешествовал вместе со своей подругой.

Переговоры диспетчеров и пилотов, которые в том числе стали причинами трагедии, продолжились.

Итак, самолет KLM запросил разрешение на взлет, в это время борт Pan American все еще находился на ВПП в поисках съезда на рулежную дорожку. В ответ на запрос на вылет от пилотов KLM диспетчеры дали инструкцию по набору высоты.

Командир экипажа KLM воспринял это как необходимое ему разрешение. Диспетчер ответил «Ok», но добавил «будьте готовы к взлету, я вас вызову». В это же время экипаж Pan American сообщил, что все еще находится на ВПП.

Сообщения наложились друг на друга — они не были слышны в кабине KLM. Последнее, что слышал капитан ван Зантен, — «Оk». Борт KLM пошел на взлет, в это время диспетчер просит Pan American сообщить, когда они очистят ВПП.

Это насторожило бортинженера KLM, он заявил, что, возможно, другой Boeing еще на полосе, однако капитан был уверен, что получил разрешение на взлет и все в порядке.

Через 14 секунд самолеты столкнулись. В записях переговоров экипажей слышно, как в кабине Pan American кричат: «Он приближается… Смотри! Проклятие! Уходим! Уходим!»

Реконструкция авиакатастрофы на Тенерифе. Кадр: NOS.nl

Столкновение и сотни жертв

Когда экипаж Pan American увидел самолет KLM, между ними было около 700 метров. Капитан Pan American попытался завершить съезд на рулежную дорожку, но было уже слишком поздно: на них со скоростью 290 км/ч несся другой самолет.

Кадр телеканала «National Geographic Channel»

Во время столкновения передняя часть KLM уже была в воздухе. Командир судна, когда увидел второй самолет на ВПП, резко потянул штурвал на себя, пытаясь избежать столкновения. KLM ударился хвостом об асфальт, выпустив столпы искр.

Усугубило ситуацию и то, что лайнер был полностью заправлен: скорость подъема такого самолета значительно ниже. KLM пробил фюзеляж Pan American, «американец» получил значительные повреждения — впоследствии через образовавшиеся дыры несколько десятков людей смогли покинуть аварийное судно.

Самолет голландской авиакомпании рухнул на землю с обрубленным хвостом и крыльями. Оба самолета загорелись.

Кадр: NOS.nl

«Я услышал рев двигателей, и самолет очень резко повернул влево. Послышался грохот. Я увидел искореженный металл, и тут же вспыхнуло пламя», — вспоминал момент столкновения Джек Ридаут.

«Казалось, взорвалась каждая молекула воздуха. И я подумала, наверное, взорвали бомбы. Я осмотрелась и подумала: «Как же нам выбраться? Мы в ловушке», — описывала свои ощущения стюардесса Джоан Джексон.

После столкновения Джек Ридаут начал помогать людям: «Я был с ног до головы в авиационном топливе. И я подумал: «надо вытаскивать отсюда людей» — и стал выталкивать людей в дверь». Джека выбросило из самолета во время одного из взрывов: «Последним взрывом уничтожило то, что осталось от самолета, кроме крыльев», — рассказывал Джек, который помог спасти 12 человек. Он и его подруга уцелели.

На месте крушения самолетов. адр: NOS.nl

Стюардесса Джоан Джексон помогла своей коллеге, они выбрались на крышу самолета. «Я подумала, если мы прыгнем вниз, то сломаем ноги». В это время самолет стал разрушаться. «Поврежденный фюзеляж начал проваливаться внутрь, мы стали прыгать на землю и пытались уйти подальше от самолета».

Джоан говорила, что никто не мог поверить, что уцелело так мало людей: «Мне все казалось, что, если я обойду самолет, то увижу 400 человек, которые были в самолете, но мы никого не нашли».

В результате столкновения погибли все находившиеся на борту KLM — 234 пассажира и 14 членов экипажа. Из 394 человек на Boeing Pan American погибли 326 пассажиров и 9 бортпроводников, 61 человек спасся, в том числе командир судна, второй пилот и бортинженер.

: NOS.nl

Расследование и выводы

Для расследования случившегося в Лос-Родеос прибыла группа авиационных экспертов из США, Голландии и Испании.

Голландский исследователь Франц Эрхарт вспоминал: «Мы были в смятении. Масштаб катастрофы был огромным. Такого мы никогда не видели. Помню, как на аэродроме стоял странный запах. Позже мы поняли, что это был запах обгоревших тел. Это было ужасно. Более страшной катастрофы мне не приходилось видеть».

Рассматривались разные версии: и акцент диспетчеров, из-за которого их сложно было понять пилотам, обвиняли и пилотов Pan American, что они вовремя не покинули ВПП. Расследование длилось девять месяцев, после чего власти Испании объявили результаты.

Следователи пришли к выводу, что капитан голландского KLM Якоб ван Зантен начал взлет без разрешения диспетчеров, неправильно интерпретировав их команды.

Отмечалось также то, что ван Зантен последние полгода почти не летал, а занимался подготовкой пилотов на симуляторе, что могло повлиять на правильность оценки ситуации.

Кроме того, на состоянии пилота могли сказаться долгое ожидание и желание уложиться в рамки разрешенной продолжительности рабочего дня (перелеты необходимо было выполнить до 19 часов или же переносить на следующий день). Учли также и сложные погодные обстоятельства и очень плохую видимость.

Статья с фотографией пилота Якоба ван Зантена. wikipedia.org

Одной из причин катастрофы, по мнению следователей, также стали помехи во время переговоров.

Компания KLM поначалу отрицала вину своего экипажа, но позже выплатила компенсации родственникам жертв авиакатастрофы.

Гробы с останками жертв авиакатастрофы. Кадр: NOS.nl

После этой трагедии для всех международных аэропортов появились стандартные фразы для переговоров диспетчеров и экипажей лайнеров. Теперь вместо кратких ответов необходимо повторять ключевые пункты приказа диспетчера. Кроме того, с тех пор важные решения, касающиеся пилотирования, должны принимать коллегиально все находящиеся в кабине.

Оба аэропорта на Тенерифе работают до сих пор и принимают сотни рейсов, только теперь на Лос-Родеос есть еще и наземный радар для отслеживания перемещения самолетов.

В тексте использованы данные из открытых источников, в том числе материалы из документального фильма «Секунды до катастрофы. Столкновение на взлетной полосе» телеканала National Geographic Channel.

Источник: https://news.tut.by/world/631400.html

Слесарю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: